Артикул: 31907080900
Имя:
Email:
Ваш запрос успешно отправлен!
[закрыть]
  • ФЕНОМЕН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ (теоретико-методологические основания и особенности проявления в разновозрастной студенческой среде), Диссертация, 2014 год


    31907080900C


    Оглавление


    Введение………………………….………….…………….………………..

    5

    Глава 1 Теоретико-методологическое обоснование концепции проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде….…………………………………



    40

    1.1 Важнейшие методологические принципы исследования интеллектуальной деятельности личности…………………………………


    40

    1.2 Генезис исследования проблемы интеллектуальной деятельности личности……………………………………………..……..………..…….….


    56

    1.3 Научные подходы к исследованию развития интеллектуальной деятельности личности…………………………………………………..…..


    76

    1.4 Взаимосвязь интеллектуальной деятельности и личности……..……..

    100

    1.5 Категориальный анализ основных понятий исследования……………

    120

    Выводы 1 главы………………………………………………………………

    146

    Глава 2 Разработка концепции проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде …………………………………………………………………………………



    148

    2.1 Сущностные признаки интеллектуальной деятельности личности…..

    148

    2.2 Психологическая структура интеллектуальной деятельности личности………………………………………………………………………


    175

    2.3 Движущие силы, социально-психологические механизмы и функции интеллектуальной деятельности личности…………………………………


    185

    2.4 Психологическая регуляция интеллектуальной деятельности личности………………………………………………………………………


    200

    2.5 Саморегуляция интеллектуальной деятельности личности………….

    207

    Выводы 2 главы………………………………………………………………

    218

    Глава 3 Динамика проявления и развития интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде …………………………………………………………………………………



    222

    3.1 Основные этапы развития интеллектуальной деятельности личности

    222

    3.2 Параметры оценки, показатели и уровни развития интеллектуальной деятельности личности ………………………………………………………


    227

    3.3 Программа и методики эмпирического исследования интеллектуальной деятельности личности ………………………….……..


    245

    3.4 Возрастные различия развития интеллектуальной деятельности личности ………………………………………………………………………


    252

    3.5 Половые различия развития интеллектуальной деятельности личности ………………………………………………………………………


    270

    Выводы 3 главы..……………………………………………………………..

    282

    Глава 4 Типологические различия проявления интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде..……


    284

    4.1 Индивидуально-типологические различия структурной организации интеллектуальной деятельности личности …………………………………


    284

    4.2 Соотношение смыслообразования, целеобразования и рефлексивности личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности ……………………………………………



    309

    4.3 Соотношение интеллектуальной активности, креативности и мотивации личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности ……………………….……………………



    314

    4.4 Соотношение стилей саморегуляции, локус-контроля и социального самоконтроля у личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности………………………………………….…



    320

    4.5 Соотношения мотивационной, эмоциональной и волевой регуляции у личности с различным типом структурной организации интеллектуальной деятельности………………………………………….…



    327

    Выводы 4 главы..…………………………………………………………..…

    334

    Глава 5 Системная детерминация продуктивного развития интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде …………………………..………………..……………



    340

    5.1 Сравнительный анализ психологических затруднений и барьеров в интеллектуальной деятельности личности..………………………………


    340

    5.2 Экспериментальная программа по развитию интеллектуальной деятельности личности…………………………..………………………..…


    354

    5.3 Психологические средства, обеспечивающие продуктивность интеллектуальной деятельности личности..……………………………..…


    368

    5.4 Внешние факторы, обеспечивающие продуктивность интеллектуальной деятельности личности …………………………………


    378

    5.5 Внутренние факторы, обеспечивающие продуктивность интеллектуальной деятельности личности..…………………………..……


    391

    Выводы 5 главы..………………………………………………………..……

    399

    Заключение …………………………………………………….……………

    402

    Список использованных источников и литературы..…………………

    408

    Приложение А Анализ влияния пола на интеллектуальную деятельность личности при помощи критерия Стьюдента.….……..…..…


    468

    Приложение Б Анализ влияния возраста на интеллектуальную деятельность личности при помощи критерия Стьюдента………………..


    475

    Приложение В Анализ взаимосвязи результативного компонента с показателями интеллектуальной деятельности личности при помощи критерия Стьюдента.…………………………………………………………



    477

    Приложение Г Анализ влияния возраста на интеллектуальную деятельность личности при помощи однофакторного дисперсионного анализа.…………………………………………………….…………………



    482

    Приложение Д Апостериорное сравнение групп по методу Шеффе..……………….………………………………………………………


    488

    Приложение Е Анализ влияния возраста на компоненты интеллектуальной деятельности при помощи однофакторного дисперсионного анализа..……………………………………………………



    490

    Приложение Ж Анализ влияния пола на компоненты интеллектуальной деятельности при помощи критерия Стьюдента………………………..…


    492

    Приложение И Матрица факторных нагрузок……………………………..

    493

    Приложение К Матрица факторных нагрузок после поворота решения…

    496

    Приложение Л Результаты анализа распределения типов интеллектуальной деятельности.……………………….……………………


    499

    Приложение М Анализ влияния типа интеллектуальной деятельности на индивидуально-психологические особенности при помощи однофакторного дисперсионного анализа…………………………………



    500





    Введение


    Актуальность темы исследования. В Законе «Об образовании в Российской Федерации»1 большое внимание уделяется поиску путей обеспечения конкурентоспособности специалистов, что возможно при условии достижения ими высокого уровня интеллектуального развития. Опыт преуспевающих стран свидетельствует о том, что экономическим достижениям предшествует высокий национальный интеллект. Современные научные исследования показывают связь между образовательной системой страны и ее конкурентоспособностью. В связи с этим назрела необходимость совершенствования образовательной системы в соответствии с потребностями опережающего социально-экономического развития России и перехода к новому технологическому укладу в экономике. Это актуализирует насущность обращения к проблеме проявления и развития феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде. Психология, в контексте данной проблемы, позволяет системно выявить совокупность детерминант и средств, обеспечивающих продуктивное развитие исследуемого феномена.

    Состояние научной разработанности проблемы исследования. Изучение личности, субъекта и деятельности относится к разряду наиболее сложных вопросов психологической науки. Широкий диапазон научных представлений о природе, структуре, компонентах, феноменах и развитии

    Проблема исследования обусловлена потребностью современной психологической науки и образовательной практики в разработке концепции, включающей структуру, динамику, типологию и системную детерминацию

    Цель исследования разработать концепцию, отражающую совокупность теоретико-методологических, эмпирических, прикладных и

    Объект исследования разновозрастные студенты как субъекты интеллектуальной деятельности.

    Предмет исследования концепция интеллектуальной деятельности личности, включающая ее сущностные признаки, структуру, возрастные и

    Основные гипотезы исследования:

    • целостное представление о сущностном содержании интеллектуальной деятельности личности может быть сформировано на основе разработки и реализации концепции, включающей теоретико-методологическое и эмпирическое обоснования теоретической модели, отражающей структуру Задачи исследования:

    1. Обосновать научную разработку концепции проявления феномена

    2. Разработать концепцию интеллектуальной деятельности личности с

    3. Выделить совокупность параметров оценки, показателей, уровней и

    4. Выявить возрастные и половые различия в динамике показателей

    5. Определить типологию и описать меж- и внутрикомпонентные связи

    6. Рассмотреть соотношения смысло- и целеобразования и рефлексивности;

    7. Проанализировать психологические затруднения и барьеры, средства,

    8. Разработать и внедрить экспериментальную программу развития

    9. Сформулировать научно-практические рекомендации, направленные на

    Методология исследования. В процессе разработки концепции проявления интеллектуальной деятельности личности мы опирались на

    Теоретическую основу исследования составили психологические концепции деятельности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский,

    Методы исследования: типологизации, классификации, систематизации, научно-категориальный анализ, психологическое моделирование, контент-

    Эмпирическая база исследования. В исследовании приняли участие 748 человек (145 мужчин и 603 женщины в возрасте от 18 до 53 лет)

    Исследование проводилось поэтапно. На первом этапе (20002007 гг.) осуществлен анализ теоретической разработанности проблемы

    Наиболее существенные научные результаты исследования, полученные соискателем, и их научная новизна состоят в том, что впервые в

    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые на основе фундаментальных исследований современной науки и полученных

    Практическая значимость исследования. Сформулированные концептуальные основания проявления феномена интеллектуальной

    Объективность и достоверность основных концептуальных положений, результатов и выводов исследования интеллектуальной деятельности личности

    Положения, выносимые на защиту:

    1. Разработка концепции проявления феномена интеллектуальной деятельности личности в разновозрастной студенческой среде осуществлена на

    Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования легли в основу докладов и выступлений автора диссертации на

    Объем и структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 720 наименований и 10 приложений. Работа иллюстрирована 16 рисунками и 39 таблицами. В приложениях представлены эмпирические материалы, а также данные статистической обработки. Общий объем диссертации составил 467 страниц.


    1 Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об образовании в Российской Федерации».


    Нужна готовая работа? пришлите ссылку на страницу в WhatsApp 79264944574

    Артикул: 31907080900

    Categories: ДИПЛОМНЫЕ