Артикул: 19070812002
Имя:
Email:
Ваш запрос успешно отправлен!
[закрыть]
  • Условия эмоционального развития младшего школьника на уроках литературного чтения, Диссертация, 2018 год


    19070812002C


    Содержание

    Введение……………………………………………………………………

    3

    1. Теоретические основы эмоционального развития детей младшего школьного возраста при изучении художественного произведения на уроках литературного чтения………………….


    10


      1. Психолого-педагогические аспекты эмоционального развития детей младшего школьного возраста ………………………………

    10


    1.2 Методические  аспекты эмоционального развития детей младшего школьного возраста при изучении художественного произведения на уроках литературного чтения ………………….


    19


    1.3 Особенности художественного произведения и его влияние на эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста ..

    31

    1. Опытно-экспериментальная работа по эмоциональному развитию детей младшего школьного возраста при изучении художественного произведения на уроках литературного чтения



    45


      1. Выявление уровня эмоционального развития детей младшего школьного возраста ………………………………………………



      1. Программа эмоционального развития детей младшего школьного возраста при изучении художественного произведения на уроках литературного чтения ……………….


      1. Результаты опытно-экспериментальной работы по эмоциональному развитию детей …………………….…………


    Заключение……………………………………………………………….

    Список использованных источников………………………………….

    Приложения




    ВВЕДЕНИЕ

    В современных педагогических исследованиях с тревогой констатируется факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учащихся. Причинами возникновения этого факта служат: условия жизни и воспитания ребенка, изменение экологии, социально-экономические условия жизни общества. Поэтому главной задачей педагогики, ориентированной на гуманно-культурологическую, личностно-ориентированную парадигмы образовательного процесса является поиск эффективных путей эмоционального развития младшего школьника.

    Переоценить роль эмоций в жизнедеятельности ребенка очень сложно, поскольку благодаря эмоциям он способен к психической жизни, эмоции объединяют ребенка с ближайшим социальным окружением. Эмоции и переживания, по мнению Л.С. Выготского, меняются под влиянием среды, окружающей ребенка, и соответственно, являются важным средством его адаптации и социализации. Введение ученым понятия «ключевое переживание» как комплекса осознаваемых и неосознаваемых ребенком отношений со значимыми для него элементами окружающей действительности ознаменовало в науке появление принципа «единства интеллекта и аффекта», красноречиво подчеркивающего исключительную роль эмоций и эмоциональности в обеспечении нормальной социальной жизнедеятельности ребенка. Эмоциональность находится в причинно-следственных связях с интеллектуальным развитием ребенка: уровень интеллектуального развития ребенка тем выше, чем больше преобладание положительных эмоций и наоборот, ниже в случае преобладания отрицательных эмоций следовательно, нарушения эмоционального развития ребенка могут привести к сложностям в использовании им собственных способностей, в частности, интеллекта, в дальнейшем личностном, эмоционально-психологическом, психическом развитии. 

    Проблема эмоционального развития решалась на протяжении всей истории педагогики. Изучением ее занимались В.К. Вилюнас, Л.C. Выготский, А.В. Запорожец. В последние годы эту проблему исследовали Е.П. Ильин, H.Л. Кряжева, Е.М. Торошилова.

    Особое место в разработке концептуального подхода к проблеме эмоционального развития заняли труды психологов Л. И. Божович, Л. С. Выготского, С. Э. Изарда, Е. П. Ильина, А. Н. Леонтьева, В. С. Мухиной, Л. С. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, П. М. Якобсона, в которых освещаются фундаментальные положения теории эмоций.

    Одним из самых сильных средств в учебном процессе начальной школы, способствующим эмоциональному развитию учащихся, являются уроки литературного чтения, поскольку изучение художественной литературы создает благоприятную эмоциональную атмосферу на уроке, способствующую не только высвобождению эмоций учащихся, но и обучению их грамотно с эстетической, нравственной и этической точки зрения делиться ими, высказывать свое отношение к сюжету произведения, главным героям, задумке автора, отталкиваясь от эмоциональных переживаний. Как правило, эмоционально насыщенная атмосфера на данном уроке создается в процессе чтения и обсуждения произведения. Герои произведений не оставляют младших школьников равнодушными, стимулируют всю палитру их переживаний, заставляют задуматься, поразмышлять над чувствами, которые герои произведений испытывают, и их возникновением, задумываются над своими чувствами, поступками, вариантами выхода из ситуаций, поскольку подборка произведений и авторов великих писателей-психологов является важным условием эмоционального развития младших школьников. М.П. Воюшина отмечает значимость творческой работы педагога с учащимися младшей школы на уроках литературного чтения в эмоциональном развитии последних. На таких уроках многочисленные приемы работы с художественным текстом помогают учащемуся творчески эмоционально передавать свои жизненные впечатления, свое видение ситуации, персонажей произведения, и их характеристик, передавать отношение автора к ним. Т.В. Рыжкова отмечает значимость уроков литературного чтения в эмоциональном развитии детей, поскольку они воспитывают независимость взглядов и суждений, активизируют творческую деятельность учащихся, повышают их вовлеченность в учебный процесс.

    В настоящее время проблема эмоционального развития младших школьников на уроках литературного чтения мало разработана. В основном эмоциональное развитие ребенка исследуется педагогами, психологами и философами на уроках музыки, русского языка и изобразительного искусства. Вместе с тем Г.С. Батищев, В.В. Бойко, С.А. Курносова, Г.В. Овчарова и др. утверждают, что учебный процесс на занятиях по литературному чтению не может быть успешным вне эмоционального восприятия урока учеником.

    Недостаточное исследование данной проблемы приводит к недооценке учителем эмоционального фактора и отсутствию у него педагогических умений, которые связаны с эмоциональным наполнением содержания, форм, принципов, методов средств обучения и воспитания учащихся.

    Большинство учителей начальных классов считают, что эмоциональное развитие младшего школьника на уроках литературного чтения является необходимым и важным составляющим учебного процесса. Тем не менее выявлено, что в массовой практике работы начальной школы развитию эмоциональности отводится незначительное место, так как школа недостаточно владеет содержательной  и процессуальной стороной развития данного личностного качества.

    Таким образом, актуальность нашего исследования вызвана:

    — необходимостью рассмотрения условий, которые влияют на эмоциональное развитие младших школьников на уроках литературного чтения;

    — возросшей в настоящее время значимостью эмоционального состояния и самочувствия младших школьников в начальной школе;

    — необходимостью теоретического и практического изучения вопросов связанных с эмоциональным развитием младших школьников в начальной школе.

    Соответственно проблемой исследования является ответ на вопрос: «При каких педагогических условиях будет эффективным  эмоциональное развитие младших школьников на уроках литературного чтения?»

    Это определило выбор темы исследования: «Условия эмоционального развития младших школьников на уроках литературного чтения на уроках литературного чтения».

    Цель исследования — выявить педагогические условия, способствующие эмоциональному развитию младших школьников на уроках литературного чтения и обосновать их, а также опытно-экспериментальным путем доказать эффективность их реализации.

    Объект исследования — процесс развития эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста.

    Предмет исследования — педагогические условия эмоционального развития младшего школьника при изучении художественного произведения на уроках литературного чтения.

    Анализ литературы и практические наблюдения позволили сформулировать гипотезу исследования:

    Эмоциональное развитие младших школьников будет более эффективным, если:

    Задачи исследования:

    1. Изучить психолого-педагогические и методические  аспекты эмоционального развития детей младшего школьного возраста при изучении художественного произведения на уроках литературного чтения;

    Теоретико-методологической основой исследования являются:

    — теории, раскрывающие происхождение и сущность эмоциональной

    Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

    1. Теоретические: анализ научной литературы по педагогике, педагогической психологии, анализ информационных ресурсов сети Интернет;

    Исследование проводилось в три этапа:

    Ι этап (сроки) — изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы, подготовка опытно-экспериментального исследования, определение понятийного аппарата исследования.

    Экспериментальная база исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась в МБОУ СОШ № 1 г. Вяземского Хабаровского края.

    Научная новизна и теоретическое значение исследования:

    — обогащена педагогическая сущность понятия «эмоциональное развитие младшего школьника» за счет обоснования аспекта целостности эмоционального развития, опирающегося на наглядно — экспрессивную сторону;

    Практическая значимость исследования: разработанная методика «…» может быть использована в практической работе педагогами и учителями начальных классов общеобразовательных школ, студентами и преподавателями педагогических колледжей, училищ, институтов.

    Достоверность и обоснованность теоретических выводов и практических результатов исследования обеспечивается единством

    Апробация и внедрение результатов исследования: основные результаты исследования обсуждались и получили одобрение на следующих региональных научно-практических и научно-теоретических конференциях

    Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. В объем диссертации вошли ___ таблицы, __ схемы и ___ рисунков.


    Нужна готовая работа? пришлите ссылку на страницу в WhatsApp 79264944574

    Артикул: 19070812002

    Categories: ДИПЛОМНЫЕ